....
23:47
26.05.2017
 
| Главная | Форум | Доска объявлений | Карта города
| Фотоконкурс | Обратная связь | Регистрация | Вход|
Меню сайта
UzComp
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История ж/д вокзала станции
Узловая.

Вокзал в городе Узловая Тульскойгубернии. 1910 год
Фото с сайта: http://www.rusbibliophile.ru/


  На снимке 1910 года изображено старое здание вокзала и группа железнодорожных служащих. Среди них - машинисты, военно-полицейские чины, работники телеграфа и другие.
  Здание вокзала, построенное, вероятно, в 1874 г., являлось одноэтажным. Оно находилось напротив Базарной площади (ныне Советская). Центральная кирпичная часть здания имела боковые деревянные пристройки. Для красоты сделали четыре малые колонны, которые придавали строению некую помпезность. Так как вокзал в Узловой предназначался для станции второго класса, то такой небольшой «имперский размах» как раз был «по чину». У центрального входа висели два керосиновых фонаря, а вверху крупными буквами написали название станции - «Узловая».
  В вокзале находились: касса, зал ожидания, буфет, книжный киоск. В служебных помещениях располагался телеграф, полицейский участок. Как вспоминал фельдшер М.Я. Сухих: «На станции Узловая всегда дежурили два жандарма и несколько стражников». Перед вокзалом деревянная платформа. На столбе висел станционный колокол, в который звонили во время отхода пассажирского поезда. А еще здесь размещалась кубовая - помещение, где всегда кипятилась вода. Тогда не во всех поездах проводники предлагали чай. Пассажиры помимо личных вещей брали в дорогу чайник, с которым бежали на остановках за кипятком. Поэтому у кубовой всегда собиралась толпа.
   Рядом с платформой стояло самое высокое сооружение в Узловой - пожарная каланча. Зимой, во время сильных морозов, вверху вывешивали белый флаг. Это означало, что ученикам не стоит спешить в школу.
  По платформе, у вокзала, любили прогуливаться узловчане. Одни, купив свежие газеты, обсуждали последние новости, другие просто провожали и встречали поезда. Два раза в неделю пролетал через нашу станцию скорый поезд Санкт - Петербург - Владивосток. Ежедневно проходили пассажирские: Москва - Елец, Вязьма - Сызрань, Елец - Тула, Москва - Сызрань, почтовый Санкт - Петербург - Челябинск.
  С вокзала можно было выйти на небольшую привокзальную площадь, где всегда стояли пролетки и телеги в ожидании пассажиров.
  За свою многолетнюю историю вокзал не раз становился немым свидетелем визитов в Узловую, хотя и проездом, известных людей: Л.Н. Толстого, В.И. Ленина, Николая II.
9 сентября 1892 г. на поезде через нашу станцию проследовал великий Л.Н. Толстой. Здесь он увидел вооруженных солдат, ехавших под предводительством тульского губернатора Е.А. Зиновьева усмирять восставших крестьян графа В.А. Бобринского. Думаю, это еще раз убедило Толстого в том, что «все устройство нашей жизни зиждется на грубом насилии…». На следующий день лев Николаевич написал жене, что увидел ужасную картину на узловском вокзале.
  23 февраля 1897 г. по пути в Сибирскую ссылку проезжал станцию Узловая В.И. Ленин. Он получил разрешение добраться до места без полицейского конвоя, своим ходом. В соответствии с расписанием движения пассажирских поездов того времени поезд № 6 Тула-Самара прибыл на станцию Узловая в 15 ч. 12 мин, а отправился в 15 ч. 30 мин.
  В 1904 г., во время русско-японской войны, чтобы ободрить «верноподданных» Николай II предпринимает поездку по России. Весть о возможном проезде через Узловую царя взбудоражила «провинциальные умы». Многие хотели увидеть государя, если удастся, поговорить с ним. Однако полиция, опасаясь давки, решила оцепить перрон у вокзала. Предварительно выдали некоторым узловчанам (в основном машинистам) специальные пропуска. В семье узловчанки М.Н. Галкиной из поколения в поколение рассказывали, как ее прадед машинист И.С. Костин ходил смотреть на императора. «Мой прадед, - вспоминает М. Галкина, - был уважаемый машинист. Жил он с семьей в казенной квартире двухэтажного дома по ул. Железнодорожной по соседству с Завенягиными. Специальный пропуск ему выдали заранее - билет зеленого цвета, предъявив который, можно было пройти на перрон только двум персонам. В назначенный день Иван Степанович, одев железнодорожную форму и белые перчатки, направился с женой к вокзалу встречать царя. Дочь моего прадеда, 16-летняя Мария (моя бабушка), тоже хотела взглянуть на государя, но специального билета у нее, конечно же, не оказалось. Однако накануне она ходила в местную баню и сохранила тамошний билет, имевший тот же оттенок. Показав его полицейскому, она прошла на перрон. Отец, увидев дочь, строго спросил: «Ты как сюда попала?». Та, смутившись, призналась: «По билету из бани».
  Когда к вокзалу подошел императорский поезд, Николай II, в военной форме, спустился к народу. Из Богородицка на тройке лошадей примчался граф Бобринский. Состоялась беседа. Постояв минут 10-15, царский поезд тронулся дальше, а изумленные узловчане разошлись по домам и долго обсуждали встречу с самодержавцем.
  …Шло время. Менялись события. А старый вокзал в Узловой продолжал стоять. Работали касса, телеграф, железнодорожные службы. Прибывали и отправлялись поезда, только на вагонах после революции уже не было двуглавого орла. В 1935 г. в связи с большим железнодорожным строительством и расширением пути старый вокзал снесли. В этом же году построили временное деревянное здание, а в 1950 г. возвели современное. Но это уже другая история…
Александр Викторович Хорев, старший научный сотрудник музея Узловой
источник :
Узловский альманах краеведения


Современное здание вокзала



автор фото: С .Колесников 2004 г.
Рекламные визитки


Реклама
Поиск по сайту
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
Все материалы размещенные на сайте принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
При копировании материала, гиперссылка на
  "Узловский информационный сайт"  обязательна!!!